Неточные совпадения
Почему возможна трагедия познания, почему свет Логоса не всегда освещает
познавательный путь человека, как существа духовного, превышающего мир?
Творчество духовной культуры, духовных ценностей, религиозных,
познавательных, моральных и эстетических — аристократично и предполагает существование духовной аристократии.
Марксистская доктрина очень потеряла в своей теоретической,
познавательной ценности, но приобрела большую силу, как демагогическое орудие пропаганды и агитации.
В чем-то самом главном в своем духовном и
познавательном пути я отличаюсь от преобладающего типа романтиков.
Когда отрицают существование Бога на том основании, что мировая и человеческая жизнь полна зла и страдания (проблема теодицеи), то в этом нет никакого интеллектуально-познавательного аргумента против существования Бога, а есть лишь выражение страстного эмоционального состояния, заслуживающего, впрочем, большого сочувствия.
Бытие ни в каком смысле не зависит от мышления и познания, оно предшествует самому первоначальному
познавательному акту, оно скрыто за самим этим
познавательным актом.
Большая часть философов допускает, что в нашем познании есть какой-то дефект, что наш
познавательный механизм — не здоровый, а больной.
В
познавательном восприятии видимых вещей, в доказательствах, в дискурсивном мышлении как бы теряется свобода человека, она не нужна уже.
Кант утверждает, что все являющееся нам бытие конструируется познающим субъектом, создается
познавательным, интеллектуальным началом.
Переживаемое и испытываемое бытие первичнее сознания и всех его элементов, и из него лишь могут быть истолкованы дефекты нашего сознания, вся эта беспомощность
познавательного процесса.
Но значение естествознания не только практическое, естествознание имеет и теоретическое, чисто
познавательное значение.
Ведь для Канта не только наука, знание, но и сам мир, сама природа созидаются
познавательными категориями, судящим субъектом.
«Если истина есть не копия действительности, не символическое воспроизведение ее и не явление ее, сообразное с законами
познавательной деятельности, а сама действительность в дифференцированной форме, то критерием истины может быть только наличность самой познаваемой действительности, наличность познаваемого бытия в акте знания.
То, что гносеологам представляется лишь идеальной,
познавательной ценностью, то обладает ценностью реальной, бытийственной.
Познание наше болезненно не потому, что субъект конструирует объект, опосредствывает, что опыт есть лишь наше субъективное состояние или что знание есть лишь копия, отражение действительности, причем наш
познавательный механизм оказывается кривым зеркалом, а потому, что все бытие наше болезненно, что мир греховен, что все в мире разорвано.
Ведь опыт, сам по себе взятый, как источник всякого
познавательного питания не уполномочивал эмпириков говорить за себя.
— Потому что, — продолжал Неведомов тем же спокойным тоном, — может быть, я, в этом случае, и не прав, — но мне всякий позитивный, реальный, материальный, как хотите назовите, философ уже не по душе, и мне кажется, что все они чрезвычайно односторонни: они думают, что у человека одна только
познавательная способность и есть — это разум.
С. 581 750.], говорит о вере как установляющей бытие предмета и скрепляющей собой эмпирические показания и их логическую связь: согласно этому учению, акт веры присутствует в каждом
познавательном акте [Эта теория подвергнута разбору проф. А. И. Введенским в его сборнике «Философские этюды» в очерке под заглавием: «Мистическая теория познания Соловьева».].
Философия, насколько она себя достойна, проникнута amor Dei intellectualis» [Интеллектуальная (
познавательная) любовь к Богу (лат.) — положение Спинозы (Этика, 4,5, корол. к теореме 32).
Герои веры, религиозные подвижники и святые, обладали различными
познавательными способностями, иногда же и со всем не были одарены в этом отношении, и, однако, это не мешало их чистому сердцу зреть Бога, ибо путь веры, религиозного ведения, лежит поверх пути знания [Вот какими чертами описывается религиозное ведение у одного из светильников веры.
С другой стороны, он вместе с многими другими (как впоследствии и Фихте) спасался от Канта в противоположную крайность, в философию веры Якоби, в которой истинные черты религиозной веры стирались чрезмерно широким ее применением во всех
познавательных актах.
И хотя бы естественно стихии сии, по причине вложенных в них противоположных качеств, далеко отвлекло одну от другой, удерживая каждую из них от смешения с противоположною, тем не менее душа будет при каждой стихии,
познавательной силой касаясь и держась свойственного ей, пока не произойдет опять стечения разъединенных стихий в одну совокупность для восстановления разложившегося, что в собственном смысле есть воскресение и им именуется»…
Она не есть акт одной
познавательной способности, отрешенной от других, но акт всех сил разума, охваченного и плененного до последней его глубины живою истиной откровенного факта.
К нему нет пути методического восхождения (ибо путь религиозного подвига не имеет в виду познания, не руководится
познавательным интересом), оно вне собственной досягаемости для человека, к нему можно стремиться и рваться, но нельзя планомерно, методически приходить.
Самый факт науки предшествует анализу и дает для него материал (критика приходит всегда post factum [После свершившегося факта, задним числом (лат.).]), но она стремится удалить из этого факта то, что в нем есть фактичного, генетического, психологического, и выделить из него то, что образует в нем
познавательную схему, значимость, смысл; другими словами, критика рассматривает факт лишь как место категорий или частный случай категориального синтеза.
Только по большому недоразумению можно относить Толстого к приверженцам этого «прекрасного зверя». Зверь одинок. Он полон силы жизни, но
познавательною интуицией своего инстинкта соприкасается с миром только для ближайших, практических своих целей. Высшее, до чего он способен подняться, это — сознание единства со своими детенышами или, — у роевых и стадных животных, — до сознания единства со своей общиной. Живой мир в целом для животного чужд и нем, он для него — только среда, добыча или опасность.
Человек поставлен в своем духовном и в своем
познавательном пути не перед бытием, что совершенно не первично и означает уже рационализацию, а перед истиной, как тайной существования.
Моральные,
познавательные, религиозные оценки могут быть подменены эстетическими.
Творчество
познавательное или творчество художественное имеет нравственное значение, ибо все, что творит высшие ценности, имеет нравственное значение.
Философия человечна, философское познание — человеческое познание; в ней всегда есть элемент человеческой свободы, она есть не откровение, а свободная
познавательная реакция человека на откровение.
Так и на всем
познавательном пути его перед ним продолжает стоять познание, а не бытие.
Феноменология верит, что можно всегда сделать такую
познавательную установку относительно предмета, при которой предмет войдет в познание.
Акт
познавательный и акт художественный сам по себе не есть акт нравственный.
Победа над страхом есть духовный
познавательный акт.
Речь идет о переходе к самому предмету, к самой жизни, о преодолении раздвоения, подрывающего силу
познавательного акта.
Философское познание должно приобщиться к первоисточнику жизни и из него черпать
познавательный опыт.
Когда Ницше хочет заменить различение между добром и злом различением между хорошим и плохим, он думает, что заменяет категории этические и
познавательные категориями природно-стихийными, т. е. райскими.
Ценность нравственная в узком смысле слова сталкивается с ценностью
познавательной или эстетической, ценности жизни личной с ценностью жизни сверхличной, исторической.
Проблема очень запутывается для этики тем, что происходит как бы столкновение ценностей, которые признаются нравственными, с ценностями, которых не хотят именовать нравственными, напр. ценностями
познавательными, эстетическими или эротическими.
Этика искупления, соответствующая пробуждению духовного человека и борьбе его с «природой», парадоксально способствует научно-познавательной и технической власти человека над природой.
Но есть нравственный акт в отношении к
познавательному и художественному акту.
Этика не может быть только
познавательной философской дисциплиной, она есть также нравственно-духовный акт.
[См. N. Hartmann «Ethik».] Но Н. Гартман прав, расширяя сферу этики и вводя в нее всякое отношение к ценности, хотя бы это была ценность
познавательная или эстетическая.
Она исследовала отвлеченные душевные элементы, преимущественно процессы
познавательные, а конкретный индивидуальный человек для нее не существовал.
Философия приходит к результатам познания из самого
познавательного процесса, она не терпит навязывания извне результатов познания, которое терпит теология.
Творческое напряжение в
познавательных и художественных актах имеет нравственную ценность.
Но перед первыми русскими марксистами стоял вопрос моральный и вопрос
познавательный и создавал конфликт моральный и логический.
Тут ленинисты совсем не способны к интеллектуально-познавательной установке, их установки исключительно эмоциональные.
Это освобождение духа от преходящих
познавательных и социальных форм должно быть совершено самим творческим духом.
Цель философии — не создание системы, а творческий
познавательный акт в мире.